18 ноября 2011 года в Отеле «Лотте» состоялась церемония награждения победителей
XIV Конкурса годовых отчетов, проводившегося под эгидой ЗАО ММВБ и ОАО «РТС». Среди
141 представленного на конкурс годового отчета крупнейших российских и
иностранных компаний компетентное жюри отобрало действительно лучшие.
Годовой отчет ОАО «Кузбасская
Топливная Компания» стал «Лучшим дебютом» 2011 года. Помимо этого, отчет
был избран победителем в номинациях «Лучший годовой отчет отрасли ТЭК» и «Лучший
годовой отчет эмитента Сибирского федерального округа». Также отчет стал
обладателем IV места
в главной номинации конкурса «Лучшее комплексное представление компании».
В номинации «Лучший годовой отчет государственной компании» одним из лидеров
стал интегрированный отчет ОАО «Концерн
«Росэнергоатом» (III место).
В процессе создания обоих отчетов принимали участие
аналитики ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис» (далее – «ИБС»). Годовой отчет ОАО «Концерн «Росэнергоатом» за 2010
год, как и отчеты за два предыдущих года, является интегрированным отчетом, т.е.
объединяет традиционный годовой отчет открытого акционерного общества и отчет в
области устойчивого развития. В прошлом году впервые годовой отчет данной компании прошел процедуру независимого подтверждения (общественные слушания
и аудит компании Ernst&Young) на соответствие стандартам Руководства по отчетности
в области устойчивого развития международной организации «Глобальная инициатива
по отчетности» Global Reporting Initiative и серии стандартов АА1000
Международного института социальной и этической отчетности (Institute of Social
and Ethical Accountability). Степень соответствия
годового отчета Руководству GRI (G3) оценена на уровне В+.
Для ОАО «Кузбасская
топливная компания», впервые создавшего годовой отчет в качестве
инструмента раскрытия информации и сразу же представившего его на строгий суд
экспертов Конкурса ММВБ/РТС, специалисты
ИБС провели полную подготовку текста отчета на русском и английском языках. И
получившийся результат превзошел все ожидания:
- Мы изначально стояли на позиции максимальной
открытости компании и, исходя из этого, приняли решение о необходимости
подготовки такого отчета, - комментирует Эдуард
Алексеенко, первый заместитель Генерального директора ОАО «Кузбасская топливная
компания». – Не все инвесторы хорошо понимают, что такое уголь и как он
добывается. В нашем отчете даются не только финансовые показатели, но и определенные
азы горного дела. То есть наш отчет можно смело использовать в качестве «настольной
книги» по компании, в том числе и для понимания базовых реалий сектора. В
итоге, мы добились того результата, которого хотели и в плане нашего верного
позиционирования в российской угольной отрасли, и в улучшении ликвидности
предприятия, получили престижные награды.
- Годовой отчет ОАО КТК получился в стиле «хэнд-бука»,
т.е. формат данного документа максимально близок и понятен инвестиционной аудитории,
для которой он главным образом и готовился,
– отметил Станислав Мартюшев,
генеральный директор ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис». – Уже после подготовки
отчета, сами заказчики признались, что когда какой-либо инвестор или аналитик обращается
к компании с вопросами, сотруднику IR-службы
достаточно открыть собственный годовой отчет, а там уже есть все ответы в
готовом виде.
- Мы считаем, что огромной составляющей успеха была
профессиональная команда со стороны компании: люди, которые работали с нами,
выполняли свои задачи заинтересованно, оперативно, стремились к достижению
наилучшего результата. Не было отторжения новых идей, не было попыток сделать «покороче
и побыстрее». Напротив, люди стремились сделать качественный годовой отчет не
потому, что надо, а потому что интересно. Компания была изначально
ориентирована на то, что ожидаемый результат в виде годового отчета - не
формальность, а уникальный для сектора документ.
ОАО «Кузбасская топливная компания» - молодой и амбициозный
игрок российского угольного рынка, имеющий сильную команду менеджеров и, что
связано, отличную предысторию производственных результатов. Компания
располагает отличными активами на общеотраслевом фоне. Столь значимая победа в
национальном конкурсе годовых отчетов сейчас очень кстати для укрепления бренда
компании, ее рыночной репутации, отмечает Станислав
Мартюшев.
Андрей Кожевников, Генеральный директор B2B дизайн-бюро «Зебра»,
разработавшего дизайн-концепцию отчета и выполнившего верстку, сказал по этому
поводу следующее: Мы начали разговор об угле уже с обложки и работали над
оформлением инфографики и специальных разворотах очень тщательно, поскольку
необходимо было не только выдержать избранную стилистику «Вопросы и ответы», но
и позволить читателям легко ориентироваться в содержании. Отчет существенно
выделяется среди остальных успешным сочетанием содержательной и оформительской
концепции.
Современный годовой отчет компании – имиджевый и
аналитический документ. По сути, это вершина годового раскрытия информации. И
не правы те, кто не воспринимает всерьез этот канал привлечения внимания
потенциальных инвесторов. Не читаются только те отчеты, в которых содержится
устаревшая или нелогично изложенная информация. Качественно подготовленный отчет
обязан характеризовать не только саму компанию, но и привлекательно доносить её
позиции на профильных рынках. Исходя из опыта регулярного общения с
инвесторами, ТАКИЕ отчеты они читают и рекомендуют друг другу для ознакомления.
Для любого эмитента очень выгодно стать центром информирования о своей отрасли,
источником взгляда на позиции игроков и тренды. В этом случае становится
возможно излагать информацию в преломлении к реализуемой бизнес-модели,
формируя стандарты восприятия и понимания секторных реалий.
Таким образом, один из плюсов обладания качественным
годовым отчетом – «влияние на умы», возможность добиться того, чтобы инвесторы
и аналитики искали данные о секторе именно в Вашем отчете. Однако, эксперты ИБС
советуют придерживаться и иных немаловажных принципов подготовки успешных
годовых отчетов:
- Меньше текстов,
больше визуализации! Когда данные о достижениях компании представлены с
помощью инфографики, они воспринимаются и запоминаются гораздо лучше;
- Дизайнер –
полноценный соавтор документа! Дизайнерская компания обязательно должна
быть включена в работу над отчетом на ранней стадии. Большая ошибка назначать
одного человека или компанию ответственным за текстовое содержание, а за
графическое – другого, который с первым никак не связан. Это работа совместная
от начала и до конца. Чем раньше мы увидим варианты дизайна на основе
контентного технического задания, тем проще будет согласовать графику и текст,
избежать ошибок и смысловых расхождений между текстовым содержанием и графическим
оформлением;
- Посмотрите на
материал глазами будущих читателей! Избегайте банальностей, не надо
переписывать ежеквартальные отчеты эмитента, не надо делать «отписок». Это не
интересно Вам самим и гарантированно не будет интересно инвесторам;
- Информация
отчета может быть более актуальной! Использование информации после отчетной
даты – это всегда плюс, потому что отчет приближается по актуальности контента
к тому времени, когда он реально оказывается в руках или на мониторах читателей.
Свежие данные о рынке, о компании, операционные и финансовые результаты отчет
только украшают, ведь они наглядно демонстрируют фактуру и понимание рынка;
- Не загоняйте
себя и подрядчиков в угол невозможными сроками! Столь непростой проект как
подготовка годового отчета невозможно осуществить в режиме цейтнота. Поэтому,
чем раньше Вы сделали техническое задание, оправили его службам и получили «информационное
сырье» и содержательные комментарии, тем больше у Вас появляется времени на
качественную проработку материала;
- Больше
смыслов! Каждый тезис должен быть развит, подкреплен и усилен
соответствующей информацией, даже если это потребует дополнительных усилий.
Только в этом случае Вы сами будете уверены, что Ваш отчет – абсолютно
исчерпывающий, логичный и содержательный. Глубокую проработку отчета
гарантированно отметят и оценят потенциальные инвесторы;
- Демонстрируем
глубину менеджмента! При написании годового отчета важно наглядно
продемонстрировать ключевые тренды, а не сиюминутную картину. Только при
характеристике трендов, влияющих сил, позиций игроков и прочих важных аспектов
рынка годовой отчет превращается в документ
добровольного раскрытия;
- Верно
оцениваем свои компетенции и ресурсы! Презентационный готовой отчет – это не
ежеквартальный документ, и даже не отчет для собрания акционеров, не
презентация. Он требует принципиально иных «интеллектуальных вложений», гораздо
больших трудозатрат и принципиально другой организации процесса создания. Если у
Вашей компании пока нет опыта создания годовых отчетов и нет сотрудников,
имеющих подобный личный опыт, лучше начать подготовку к созданию отчета заранее.
В идеале – октябре-ноябре. Но перед этим следует трезво оценить свои силы и
силы своих сотрудников и если окажется, что разработать годовой отчет на уровне
выше среднерыночного Вам не по плечу – озаботиться привлечением внешнего
подрядчика. То есть компании, имеющий достаточный опыт в данной сфере и позитивную
репутацию, подтвержденную отзывами клиентов и победами ее проектов в национальных
конкурсах.
Эксперты компании ЗАО
«Интерфакс Бизнес Сервис» имеют квалификацию достаточную для того, чтобы работать
как над отчетами устоявшихся компаний, так и над дебютными отчетами. Благодаря наработанному
опыту по созданию годовых отчетов высокого уровня, у ЗАО «ИБС» имеется уже сложившийся
подход к организации проектов и управлению ими. Для новых проектов сформирована
команда квалифицированных специалистов-аналитиков. Все это в совокупности
позволяет видеть и предотвращать проблемы в технологии создания годовых отчетов
заранее, еще на этапе планирования и разработки концепции.
ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис»
Дочерняя компания Международной информационной группы «Интерфакс»
www.irconsulting.ru
Адрес: 127006, Москва, 1-я Тверская-Ямская ул., д. 2
Тел.: +7 (495) 647-88-50
Факс: 7 (495) 251-09-11
ДЛЯ
РЕДАКТОРА
«Интерфакс
Бизнес Сервис» является дочерней компанией Международной
информационной Группы «Интерфакс» и специализируется на оказании сервисов и
консалтинговых услуг в области взаимоотношений с инвесторами (Investor
Relations) в России и странах СНГ.
«Интерфакс»
обладает уникальными возможностями по оказанию услуг в области IR: ресурсами
ведущего российского информационного агентства, тесной связью с российскими
институциональными и частными инвесторами.
Компания имеет
опыт работы с эмитентами и инвесторами в разных областях (инвестиционное
позиционирование, разработка инновационных форматов раскрытия информации,
rating advisory, независимая финансовая аналитика, привлечение частного
акционерного финансирования в компании малого и среднего бизнеса).
В течение
2005-2010 годов компания осуществляла консультирование и предоставление
IR-сервисов свыше 60 клиентов в России, Украине, Казахстане из более чем 10
отраслей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий