четверг, 1 декабря 2011 г.

Годовой отчет-победитель: ответы на все вопросы о Вашей компании и о Вашем секторе рынка


18 ноября 2011 года в Отеле «Лотте» состоялась церемония награждения победителей XIV Конкурса годовых отчетов, проводившегося под эгидой ЗАО ММВБ и ОАО «РТС». Среди 141 представленного на конкурс годового отчета крупнейших российских и иностранных компаний компетентное жюри отобрало действительно лучшие.

Годовой отчет ОАО «Кузбасская Топливная Компания» стал «Лучшим дебютом» 2011 года. Помимо этого, отчет был избран победителем в номинациях «Лучший годовой отчет отрасли ТЭК» и «Лучший годовой отчет эмитента Сибирского федерального округа». Также отчет стал обладателем IV места в главной номинации конкурса «Лучшее комплексное представление компании».

В номинации «Лучший годовой отчет государственной компании» одним из лидеров стал интегрированный отчет ОАО «Концерн «Росэнергоатом» (III место).

В процессе создания обоих отчетов принимали участие аналитики ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис» (далее – «ИБС»). Годовой отчет ОАО «Концерн «Росэнергоатом» за 2010 год, как и отчеты за два предыдущих года, является интегрированным отчетом, т.е. объединяет традиционный годовой отчет открытого акционерного общества и отчет в области устойчивого развития. В прошлом году впервые годовой отчет данной компании прошел процедуру независимого подтверждения (общественные слушания и аудит компании Ernst&Young) на соответствие стандартам Руководства по отчетности в области устойчивого развития международной организации «Глобальная инициатива по отчетности» Global Reporting Initiative и серии стандартов АА1000 Международного института социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Accountability). Степень соответствия годового отчета Руководству GRI (G3) оценена на уровне В+.

Для ОАО «Кузбасская топливная компания», впервые создавшего годовой отчет в качестве инструмента раскрытия информации и сразу же представившего его на строгий суд экспертов Конкурса ММВБ/РТС, специалисты ИБС провели полную подготовку текста отчета на русском и английском языках. И получившийся результат превзошел все ожидания:

- Мы изначально стояли на позиции максимальной открытости компании и, исходя из этого, приняли решение о необходимости подготовки такого отчета, - комментирует Эдуард Алексеенко, первый заместитель Генерального директора ОАО «Кузбасская топливная компания». – Не все инвесторы хорошо понимают, что такое уголь и как он добывается. В нашем отчете даются не только финансовые показатели, но и определенные азы горного дела. То есть наш отчет можно смело использовать в качестве «настольной книги» по компании, в том числе и для понимания базовых реалий сектора. В итоге, мы добились того результата, которого хотели и в плане нашего верного позиционирования в российской угольной отрасли, и в улучшении ликвидности предприятия, получили престижные награды.

- Годовой отчет ОАО КТК получился в стиле «хэнд-бука», т.е. формат данного документа максимально близок и понятен инвестиционной аудитории, для которой он главным образом и готовился,  – отметил Станислав Мартюшев, генеральный директор ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис». – Уже после подготовки отчета, сами заказчики признались, что когда какой-либо инвестор или аналитик обращается к компании с вопросами, сотруднику IR-службы достаточно открыть собственный годовой отчет, а там уже есть все ответы в готовом виде.  

- Мы считаем, что огромной составляющей успеха была профессиональная команда со стороны компании: люди, которые работали с нами, выполняли свои задачи заинтересованно, оперативно, стремились к достижению наилучшего результата. Не было отторжения новых идей, не было попыток сделать «покороче и побыстрее». Напротив, люди стремились сделать качественный годовой отчет не потому, что надо, а потому что интересно. Компания была изначально ориентирована на то, что ожидаемый результат в виде годового отчета - не формальность, а уникальный для сектора документ.

ОАО «Кузбасская топливная компания» - молодой и амбициозный игрок российского угольного рынка, имеющий сильную команду менеджеров и, что связано, отличную предысторию производственных результатов. Компания располагает отличными активами на общеотраслевом фоне. Столь значимая победа в национальном конкурсе годовых отчетов сейчас очень кстати для укрепления бренда компании, ее рыночной репутации, отмечает Станислав Мартюшев.

Андрей Кожевников, Генеральный директор B2B дизайн-бюро «Зебра», разработавшего дизайн-концепцию отчета и выполнившего верстку, сказал по этому поводу следующее: Мы начали разговор об угле уже с обложки и работали над оформлением инфографики и специальных разворотах очень тщательно, поскольку необходимо было не только выдержать избранную стилистику «Вопросы и ответы», но и позволить читателям легко ориентироваться в содержании. Отчет существенно выделяется среди остальных успешным сочетанием содержательной и оформительской концепции.

Современный годовой отчет компании – имиджевый и аналитический документ. По сути, это вершина годового раскрытия информации. И не правы те, кто не воспринимает всерьез этот канал привлечения внимания потенциальных инвесторов. Не читаются только те отчеты, в которых содержится устаревшая или нелогично изложенная информация. Качественно подготовленный отчет обязан характеризовать не только саму компанию, но и привлекательно доносить её позиции на профильных рынках. Исходя из опыта регулярного общения с инвесторами, ТАКИЕ отчеты они читают и рекомендуют друг другу для ознакомления. Для любого эмитента очень выгодно стать центром информирования о своей отрасли, источником взгляда на позиции игроков и тренды. В этом случае становится возможно излагать информацию в преломлении к реализуемой бизнес-модели, формируя стандарты восприятия и понимания секторных реалий.

Таким образом, один из плюсов обладания качественным годовым отчетом – «влияние на умы», возможность добиться того, чтобы инвесторы и аналитики искали данные о секторе именно в Вашем отчете. Однако, эксперты ИБС советуют придерживаться и иных немаловажных принципов подготовки успешных годовых отчетов:

- Меньше текстов, больше визуализации! Когда данные о достижениях компании представлены с помощью инфографики, они воспринимаются и запоминаются гораздо лучше;

- Дизайнер – полноценный соавтор документа! Дизайнерская компания обязательно должна быть включена в работу над отчетом на ранней стадии. Большая ошибка назначать одного человека или компанию ответственным за текстовое содержание, а за графическое – другого, который с первым никак не связан. Это работа совместная от начала и до конца. Чем раньше мы увидим варианты дизайна на основе контентного технического задания, тем проще будет согласовать графику и текст, избежать ошибок и смысловых расхождений между текстовым содержанием и графическим оформлением;

- Посмотрите на материал глазами будущих читателей! Избегайте банальностей, не надо переписывать ежеквартальные отчеты эмитента, не надо делать «отписок». Это не интересно Вам самим и гарантированно не будет интересно инвесторам;

- Информация отчета может быть более актуальной! Использование информации после отчетной даты – это всегда плюс, потому что отчет приближается по актуальности контента к тому времени, когда он реально оказывается в руках или на мониторах читателей. Свежие данные о рынке, о компании, операционные и финансовые результаты отчет только украшают, ведь они наглядно демонстрируют фактуру и понимание рынка;

- Не загоняйте себя и подрядчиков в угол невозможными сроками! Столь непростой проект как подготовка годового отчета невозможно осуществить в режиме цейтнота. Поэтому, чем раньше Вы сделали техническое задание, оправили его службам и получили «информационное сырье» и содержательные комментарии, тем больше у Вас появляется времени на качественную проработку материала;

- Больше смыслов! Каждый тезис должен быть развит, подкреплен и усилен соответствующей информацией, даже если это потребует дополнительных усилий. Только в этом случае Вы сами будете уверены, что Ваш отчет – абсолютно исчерпывающий, логичный и содержательный. Глубокую проработку отчета гарантированно отметят и оценят потенциальные инвесторы;

- Демонстрируем глубину менеджмента! При написании годового отчета важно наглядно продемонстрировать ключевые тренды, а не сиюминутную картину. Только при характеристике трендов, влияющих сил, позиций игроков и прочих важных аспектов рынка годовой отчет превращается в документ добровольного раскрытия;

- Верно оцениваем свои компетенции и ресурсы! Презентационный готовой отчет – это не ежеквартальный документ, и даже не отчет для собрания акционеров, не презентация. Он требует принципиально иных «интеллектуальных вложений», гораздо больших трудозатрат и принципиально другой организации процесса создания. Если у Вашей компании пока нет опыта создания годовых отчетов и нет сотрудников, имеющих подобный личный опыт, лучше начать подготовку к созданию отчета заранее. В идеале – октябре-ноябре. Но перед этим следует трезво оценить свои силы и силы своих сотрудников и если окажется, что разработать годовой отчет на уровне выше среднерыночного Вам не по плечу – озаботиться привлечением внешнего подрядчика. То есть компании, имеющий достаточный опыт в данной сфере и позитивную репутацию, подтвержденную отзывами клиентов и победами ее проектов в национальных конкурсах.

Эксперты компании ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис» имеют квалификацию достаточную для того, чтобы работать как над отчетами устоявшихся компаний, так и над дебютными отчетами. Благодаря наработанному опыту по созданию годовых отчетов высокого уровня, у ЗАО «ИБС» имеется уже сложившийся подход к организации проектов и управлению ими. Для новых проектов сформирована команда квалифицированных специалистов-аналитиков. Все это в совокупности позволяет видеть и предотвращать проблемы в технологии создания годовых отчетов заранее, еще на этапе планирования и разработки концепции.


ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис»
Дочерняя компания Международной информационной группы «Интерфакс»
www.irconsulting.ru
Адрес: 127006, Москва, 1-я Тверская-Ямская ул., д. 2
Тел.: +7 (495) 647-88-50
Факс: 7 (495) 251-09-11



ДЛЯ РЕДАКТОРА
«Интерфакс Бизнес Сервис» является дочерней компанией Международной информационной Группы «Интерфакс» и специализируется на оказании сервисов и консалтинговых услуг в области взаимоотношений с инвесторами (Investor Relations) в России и странах СНГ.
«Интерфакс» обладает уникальными возможностями по оказанию услуг в области IR: ресурсами ведущего российского информационного агентства, тесной связью с российскими институциональными и частными инвесторами.
Компания имеет опыт работы с эмитентами и инвесторами в разных областях (инвестиционное позиционирование, разработка инновационных форматов раскрытия информации, rating advisory, независимая финансовая аналитика, привлечение частного акционерного финансирования в компании малого и среднего бизнеса).
В течение 2005-2010 годов компания осуществляла консультирование и предоставление IR-сервисов свыше 60 клиентов в России, Украине, Казахстане из более чем 10 отраслей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий